1 Содержание дополнительной образовательной программы № Раздел 1. Целевой раздел 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы 10 Содержательный раздел 11 2.1. Содержание, формы, способы, методы и средства дополнительной образовательной деятельности 11 2.2. Учебный план 20 2.3. Календарный учебный график 21 Организационный раздел 23 3.1. Особенности организации деятельности детей в рамках реализации дополнительной образовательной программы 23 3.2. Материально-техническое обеспечение программы 24 3.3. Оценочные материалы 26 3.4. Методические материалы 30 Заключение 31 2. 3. Стр. 2 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Мнемотехника (в переводе с греческого –«искусство запоминания») -это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающий объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мы живѐм в информационный век, поэтому интерес к мнемотехнике возрастает. Ею интересуются политики, которым необходимо часто выступать с длинными речами, артисты театра и кино, профессиональные музыканты, представители самых разных профессий, чья деятельность связана с запоминанием большого объёма информации. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. В процессе овладения мнемотехникой решаются несколько взаимосвязанных проблем: у ребенка формируются процессы запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что он видит, слышит –памяти; развиваются интеллектуальные возможности, расширяется круг знаний об окружающем, активизируется словарный запас. Ребенок следственные с опорой связи, на образы делает выводы. В памяти устанавливает его сознании настоящее и прошлое, образуя единое целое. Дети причинно- образы связывают учатся самостоятельно кодировать информацию, занося ее в мнемодорожки и мнемотаблицы. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память —значит обеспечить развитие всей умственной деятельности ребенка. Программа дополнительного образования «Мнемотехника 3 для малышей» направлена на развитие мышления и речи дошкольников с помощью использования мнемотехнических приемов. Программа рассчитана на детей раннего и младшего дошкольного возраста (34 года). Нормативное основание разработки Программы. Дополнительная образовательная программа (далее – Программа) разрабатывается во исполнение и в соответствие с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Нормативно-правовая база Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года); СанПин СП 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 Письмо Министерства образования и науки РФ, Федерации федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 февраля 2014 г. N 0152-22/05-382 Письмо МО РФ №06-1844 от 11.12.2006г. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013 №1014; Устав МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» присмотра и оздоровления» 4 Цели и задачи реализации Программы Цели: • развитие мышления и речи детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами мнемотехники Задачи: • развивать основные психические процессы —память, внимание, образное мышление, речь, воображение; • учить детей кодировать и перекодировать информацию, т. е. преобразовывать ее из абстрактных символов в образы и наоборот; • развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении; • способствовать развитию навыков письменной речи. Принципы и подходы к формированию Программы При разработке программы учтены следующие подходы: • возрастной- психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста. культурно-исторический- процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях личностный- в дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него 5 осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. деятельностный- деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования. гендерный- воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. В основу дополнительной образовательной программы ДОУ взяты принципы общей педагогики, наиболее актуальными из них являются: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической применимости- содержание Программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; принцип полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»; принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; - в ходе реализации программы формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию личности детей дошкольного возраста; 6 принцип интеграции различных направлений деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; принцип тематического построения образовательного процесса в рамках реализуемой программы принцип учета специфики дошкольного образования, предусматривающего решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей; принцип возрастной адекватности форм работы с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности – игры, познавательноисследовательского характера деятельности детей дошкольного возраста; принцип культуросообразности и регионализма, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историкогеографических, этнических особенностей социальной, правовой действительности уральского региона, с учетом национальных ценностей и традиций в образовании; принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности Характеристика возрастных особенностей развития детей четвертого года жизни В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции, информации. 7 Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов- индивидуальных единиц восприятияпереходят к сенсорным эталонам- культурно –выработанным средствам восприятии. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения. Развивается память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает преобразования развиваться ситуаций в наглядно-действенное ряде случаев мышление. осуществляется При на этом основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. В младшем возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуаций. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться 8 самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Результаты освоения дополнительной образовательной программы развитию мышления и речи по средствами мнемотехники «Мнемотехника для малышей» представлены в виде возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения младшего дошкольного возраста. имеет представление о способах кодирования информации литературных и авторских произведений, пересказывает содержание произведения с опорой на мнемотаблицу (мнемодорожку), читает наизусть небольшие стихотворения при помощи мнемотаблиц (мнемодорожек), использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами. 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание, формы, методы и средства дополнительной образовательной деятельности 9 В содержание дополнительной образовательной программы вошли ряд учебно-методических пособий -«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», автор Полянская Т.Б. (Учебно-методическое пособие:-СПб- Издательство «Детство-ПРЕСС», 2009г.), Мнемотехника для дошкольников: методическое пособие. –1-е изд. / под ред. М.Н. Хусаиновой, Ульяновск Теоретические основы авторского подхода опираются на разработки концепции дошкольного образования детей, на федеральный закон «Об образовании», ФГОС ДО, анализ методической литературы по проблеме. При разработке данной концепции учитывался системный, комплексный, личностный и деятельностный подходы в развитии детей. Формы организации образовательной деятельности Обучение детей по программе развития мышления и речи средствами мнемотехники «Мнемотехника для малышей» осуществляется в МБДОУ в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг. Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 3 до 4 лет. Приоритетной формой организации детей является объединение их в малые группы по 2-4 ребенка, либо по 5-6 детей. Это позволяет удовлетворить стремление детей к совместным действиям и эмоциональным переживаниям. Занятия проводятся еженедельно, продолжительностью 25 минут в течение учебного года. Общее количество занятий 36. Все занятия выстроены с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей на доступном детям материале по принципу «от простого к сложному»; с максимальным использованием приемов мнемотехники и изложением текстов детьми (сказок, рассказов, стихов) 10 Программа реализуется в доступной и интересной форме: занятия с использованием игровой мотивации, сюрпризных моментов, дидактических игр и упражнений, пальчиковых игр, наглядного материала. Наряду с основными задачами, используются приемы для формирования детского коллектива- ритуал начала и завершения занятия, игровые приемы; ведется работа по развитию мелкой моторики. Программа включает в себя широкое использование различного словесного и иллюстрированного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, словесные игры и упражнения, весёлые рисунки, музыкальные паузы, мотивационная создающие направленность эмоциональный деятельности фон. помогают Интерес и формировать самоконтроль и самооценку ребёнка. В данном планировании представлены 36 тем, которые входят в образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», содержание которого решает задачу – развитие мышления, речи и других психических процессов. Реализация дополнительной образовательной программы «Мнемотехника для малышей» осуществляется в соответствии с учебнотематическим планом: УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дополнительной программе «Мнемотехника для малышей» 11 Месяц Тема Январь Выявление знаний, речевых умений детей Оформление итогов мониторинга Количество занятий 2 Сказка «Алёнушка и лиса» Ознакомление детей со звуком А, обучение четкой, правильной артикуляции. Знакомство с характерными особенностями времени года «Осень» Развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной), внимания Обучение рассказыванию с опорой на наглядность 4 Сказка «Петушок и бобовое зернышко» Ознакомление детей со звуком О, обучение четкой, правильной артикуляции. Продолжение знакомства с характерными особенностями времени года «Осень» Продолжение развития у детей умственной активности, наблюдательности, умения делать простые умозаключения 4 Сказка «У страха глаза велики» Ознакомление детей со звуком У, обучение четкой, правильной артикуляции. Продолжение знакомства на основе мнемотаблицы с характерными особенностями времени года «Осень» Развитие у детей познавательных психических процессов: памяти (разные виды), внимания, мышления 4 Сказка «Маша и медведь» Ознакомление детей со звуком М, обучение четкой, правильной артикуляции. Знакомство с характерными особенностями времени года «Зима» Продолжение развития у детей разных видов памяти (зрительной, тактильной, двигательной, слуховой),внимания Продолжение обучения связной речи с опорой на наглядность- коллаж и мнемотаблицу 4 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Первичный мониторинг Цели занятия 12 Ознакомление детей со звуком Д, обучение четкой, правильной артикуляции. Продолжение знакомства с характерными особенностями времени года «Зима» Продолжение развития у детей умственной активности, наблюдательности, сообразительности 4 Сказка «У солнышка в гостях» Ознакомление детей со звуком И, обучение четкой, правильной артикуляции. Продолжение знакомства на основе мнемотаблицы с характерными особенностями времени года «Зима» Продолжение развития у детей познавательной активности, психических процессов: память, внимание мышление 4 Сказка «Заюшкина избушка» Ознакомление детей со звуком В, обучение четкой, правильной артикуляции. Знакомство с характерными особенностями времени года «Весна» Продолжение развития у детей умственной активности, наблюдательности 4 Сказка «Козадереза» Ознакомление детей со звуком К, обучение четкой, правильной артикуляции. Продолжение знакомства с характерными особенностями времени года «Весна» Продолжение развития у детей психических процессов6 память, внимание, мышление Продолжение развития мелкой моторики рук 4 Выявление знаний, речевых умений детей, качественных речевых изменений. 2 Май Апрель Март Февраль Сказка «Рукавичка» Заключительный мониторинг ИТОГО: 36 2.2. Учебный план Обучение воспитанников по дополнительной образовательной программе «Мнемотехника для малышей» проводится по следующему учебному плану 13 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), иные компоненты программы Количество занятий в месяц Количество занятий в год Программа по развитию мышления и речи средствами мнемотехники «Мнемотехник а для малышей» 4 36 Продолжите Количе льность ство занятия часов 25 минут 36*25 минут = 15,0 часов 3. Организационный раздел 3.1. Особенности организации деятельности детей в рамках реализации дополнительной образовательной программы Методы и приёмы организации образовательного процесса: чтение художественных произведений проведение литературных бесед и викторин по знакомым произведениям проведения конкурсов и вечеров чтецов стихов разгадывание и составление загадок пересказы рассматривание и анализ коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек анализ прочитанных произведений выполнения творческих заданий (создание мнемодорожек, коллажей, мнемотаблиц) игры на развитие речи, воображения, логического мышления 14 Структура занятий: Каждое занятие состоит из двух частей –теоретической и практической. Первая часть занятия отведена на изучение нового материала, знакомство со сказкой, литературным произведением, а вторая часть занятия практическая (составление коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек, выполнение творческих заданий, игры на развитие речи и мышления, подготовка к конкурсам и др.). 3.2. Материально-техническое обеспечение программы Материально-техническое обеспечение соответствует возрастным возможностям детей и содержанию дополнительной образовательной программы «Мнемотехника для малышей». Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими игровыми материалами и оборудованием, которые обеспечивают: коммуникативную, игровую, изобразительную, творческую активность воспитанников, восприятие художественной литературы и фольклора зрительно-поисковую активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, а также развитие графических умений посредством рисования линий и закрашивания. эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения, самоконтроля и самооценки детей. Игры и игровые пособия: мнемотаблицы мнемодорожки «Тактильные дощечки» 15 коллажи картотека пальчиковых игр картотека художественного слова (стихи, потешки, загадки) альбом «Из какой я сказки» набор геометрических фигур алфавит Технические средства обучения: ноутбук Toshiba Оборудование: игрушки, игровой персонаж мольберт; выставочный стенд шкаф для пособий и игр; мнемотаблицы 2 детских 4-хместных стола в соответствии с антропометрическими данными детей; 10 детских стульев в соответствии с антропометрическими данными детей; 2 стула для взрослых; набор для детского творчества на каждого ребенка (бумага, фломастеры, цветные карандаши) 16 3.3. Оценочные материалы Для диагностирования по программе определены сроки – 1-2 недели сентября и 4-я неделя мая. Организация этой части программы проходит в форме игр, бесед. Мониторинг позволяет педагогу выявить и проанализировать проблемы, возникшие у воспитанников в процессе изучения материала, определить общую тенденцию усвоения программного материала. Для диагностирования дошкольников по теме программы модифицирована диагностика Л.В.Любимова и Л.В.Коломейченко. Методика диагностирования детей младшего дошкольного возраста по программе дополнительного образования «Мнемотехника для малышей» Цель: выявить знания детей 3 лет. Условия: Использование стимульного материала в процессе диагностирования детей. Методика: модифицированная диагностика Коломейченко Л.В., Любимовой Л.В. Содержание Метод Умения, используя мнемотаблицу Характер Высокий Рассказывать характерных особенностях времен года о Рассказывать о характерных признаках домашних и диких Обследование мнемотаблицы «Времена года» Узнает и называет все особенности времени года, закодированные в таблице Обследование мнемотаблицы «Животные» Узнает и называет все характерные признаки диких и домашних Уровни Средний Узнает и называет 50% особенностей времени года, закодированно го в таблице Узнает и называет 50% характерных признаков Низкий Материал для проведени я диагности ки Не называет особенности времен года, закодированные в таблице Мнемот аблица «Времен а года» Не называет ни одного признака домашних и диких животных, Мнемот аблица «Животн ые» 17 животных животных, закодированные таблице в Составлять последовательный пересказ знакомых сказок Обследование мнемотаблицы к сказке «Курочка Ряба» Составляет последовательный пересказ сказки Определять название спрятанной таблице сказки Обследование мнемотаблицы к сказке «Курочка Ряба» Узнает и называет название сказки, закодированной в таблице Умение перекодировать информацию (преобразовать из абстрактных символов в образы) Умение выражать словами свои ощущения от прикосновения к разным поверхностям Обследование мнемотаблицы к сказке «Курочка Ряба» Узнавание и рассказывание знакомых потешек по коллажу Обследование коллажа к потешке «Божья коровка» Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, курицаноги куриные) Прикасаясь к тактильным дощечкам коментирует «колючая-похожа на ежика, пушистая, как зайчик» Узнает и рассказывает знакомую потешку Умение рассказывать знакомые сказки по коллажу Проявление интереса к народным сказкам Обследование коллажа к сказке «Репка» Способность обозначать одним символом реальный образ Дидактическая игра «Спрячь сказку» по сказке «Теремок» Умение выделять определенный звук в отдельных словах Дидактическая игра «Поймай звук» в Обследование «Тактильных дощечек» Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам Узнает и рассказывает знакомую сказку по коллажу Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации Умеет замещать образы геометрическими фигурами (медведькоричневый круг, лиса-оранжевый треугольник) При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного домашних и диких животных, закодированно го в таблице Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сказке Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированну ю в таблице Не все символы преобразовыва ет в образы закодированные в таблице Затрудняется рассказать сказку, опираясь на мнемотаблицу Мнемот аблица «курочк а Ряба» Не узнает сказку Мнемот аблица «Курочк а Ряба» Затрудняется провести аналоги между символом и образом Мнемот аблица «Курочк а Ряба» Затрудняется комментироват ь все предложенные ощущения Не выражает свои ощущения словами «Тактил ьные дощечки » Узнает, но затрудняется рассказать потешку Не потешку коллажу Узнает, но затрудняется рассказать сказку Рассматривает иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать сказку Не узнает сказку по коллажу Коллаж к потешке «Божья коровка » Коллаж к сказке «Репка» Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках Альбом «Из какой я сказки» Затрудняется замещать образы геометрически ми фигурами Не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой Набор геометр ических фигур При произношении воспитателем трехбуквенных слов при При произношении воспитателем трехбуквенных слов при узнает по 18 звука хлопает в ладоши (ловит звук) после первого произношения слова Узнавание некоторых алфавита 3.4. букв Рассматривание алфавита Узнает и называет 8-10 букв алфавита интонационно м выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после 3-4 раза произношения слова Узнает и называет 3-4 буквы алфавита интонационном выделении нужного звука беспорядочно хлопает в ладоши (ловит звук) Не называет ни одной буквы алфавита Алфавит Методические материалы 1. Мнемотехника для дошкольников: методическое пособие. –1-е изд. / под ред. М.Н. Хусаиновой, Ульяновск 2. Полянская И.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. 3. Заключение 19 20