Содержание дополнительной образовательной программы № Раздел 1. Целевой раздел 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы 10 Содержательный раздел 11 2.1. Содержание, формы, способы, методы и средства дополнительной образовательной деятельности 11 2.2. Учебный план 20 2.3. Календарный учебный график 21 Организационный раздел 23 3.1. Особенности организации деятельности детей в рамках реализации дополнительной образовательной программы 23 3.2. Материально-техническое обеспечение программы 24 3.3. Оценочные материалы 26 3.4. Методические материалы 30 Заключение 31 2. 3. Стр. 1..Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка. Приоритетным направлением деятельности МБДОУ «Детский сад №4 «Теремок» является оздоровление детей раннего и младшего дошкольного возраста. Наши воспитанники в своем большинстве имеют диагноз ЧДБ. Система оздоровления, сформированная в ДОУ, дает свои положительные результаты. Но ребенку для улучшения самочувствия кроме закаливающих процедур, физиолечения, необходима деятельность, приносящая радость, успех. Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития. В дошкольных учреждениях с целью обучения детей второго и третьего года жизни традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности. Но занятия аппликацией также могут быть привлекательны и доступны для детей этих лет жизни. Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект. Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другими детьми и воспитателем. Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах. Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе. Цели и задачи реализации Программы Цели: - психотерапевтическое воздействие творческих занятий на организм ребенка; - развитие творческих способностей, фантазии, воображения; - развитие важнейшего для художественного творчества умения – видеть мир глазами художника. Задачи: - дать представления о возможностях работы с разнообразными материалами в технике аппликация; - учить детей составлять предметные и сюжетные изображения; - формировать технические аппликационные навыки; - воспитывать желание выполнять коллективные работы Принципы и подходы к формированию Программы При разработке программы учтены следующие подходы: возрастной – психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста. культурно-исторический - процесс формирования человека или личности, совершающейся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях личностный – в дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. деятельностный – деятельность на равнее с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования. гендерный – воспитание детей разного пола одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. В основу дополнительной образовательной программы ДОУ взяты принципы общей педагогики, наиболее актуальными из них являются: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание Программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; принцип полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»; принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста – в ходе реализации программы формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию личности детей дошкольного возраста; принцип интеграции различных направлений деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; принцип тематического построения образовательного процесса в рамках реализуемой программы; принцип учета специфики дошкольного образования, предусматривающего решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей; принцип возрастной адекватности форм работ с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности – игры, познавательно-исследовательского характера деятельности детей дошкольного возраста; принцип культуросообразности и регионализма, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко- географических, этнических особенностей социальной, правовой действительности уральского региона, с учетом национальных ценностей и традиций в образовании; принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. 1.2.Планируемые результаты освоения Программы Результаты освоения дополнительной образовательной развитию творческих способностей детей второго и программы по третьего года жизни «Веселая аппликация» представлены в виде возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения раннего возраста. *использует различные способы аппликации: -из готовых форм -из мятой бумаги -из мятых салфеток *подбирает цвета, соответствующие изображенным предметам; *правильно пользуется кистью, клеем, салфеткой; *умеет аккуратно использовать материалы. Содержательный раздел 2.1.Содержание, формы, методы и средства дополнительной образовательной деятельности В содержание дополнительной образовательной программы вошли учебнометодические пособия программы «Цветные ладошки», автор Лыкова И.А. – ООО «Карапуз – дидактика», 2007, рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Теоретические основы авторского подхода опираются на разработки дошкольного образования детей, на федеральный закон «Об образовании», анализ методической литературы по проблеме. При разработке данной концепции учитывался системный, комплексный, личностный и деятельностный подходы в развитии детей. Формы организации образовательной деятельности Обучение детей по программе развития творческих способностей детей раннего возраста «Веселая аппликация» осуществляется в МБДОУ в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг. Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 1,6 до 3 лет. Приоритетной формой организации детей является объединение их в малые группы по 2-4 ребенка. Это позволяет удовлетворить стремление детей к совместным действиям и эмоциональным переживаниям. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели продолжительностью 20 минут в течение учебного года. Общее количество занятий 18. Все занятия выстроены с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей на доступном детям материале по принципу «от простого к сложному»; с максимальным использованием времени на формирование практических навыков по аппликации различными способами. Программа реализуется в доступной и интересной форме: занятия с использованием игровой мотивации, сюрпризных моментов, дидактических игр и упражнений, пальчиковых игр, наглядного материала. Наряду с основными задачами, используются приемы для формирования детского коллектива – ритуал начала и завершения занятия, игровые приемы; ведется работа по развитию мелкой моторики. Программа включает в себя широкое использование различного словесного и иллюстрированного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки, музыкальные паузы, создающие эмоциональный фон. Интерес и мотивационная направленность деятельности помогают формировать самоконтроль и самооценку ребенка. В данном планировании представлены 10 тем, которые входят в модуль «Художественно-эстетическое развитие», содержание которого решает задачу - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении. Реализация дополнительной образовательной программы «Веселая аппликация» осуществляется в соответствии с тематическим планом: Тема Задачи Совместная деятельность ребенка и взрослого Ожидаемый результат «Новогодний салют» 1)Познакомить детей с новым способом аппликации – из пластилина. Размазывать пальчиком пластилиновые шарики, приклеенные на картоне. Изображение новогоднего салюта. В готовых ёжиков из пластилина втыкать семечки. Подарили ёжику иголки. Наклеивание комочков салфеток на плоскостное изображение снеговика на ранее сделанной зимней картинке. Снеговик на зимней картинке. Январь 2)Развивать ручную умелость, силу нажима на пластилиновые шарики. 3)Вызвать радость от созданного изображения «Ёжик» 1)Познакомить детей с семечками подсолнуха, как материалом для творческой деятельности. 2)Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику рук. 3)Воспитывать у детей интерес к различным видам ручного труда. Февраль «Снеговик» 1)Продолжать учить детей работать с мятыми салфетками. 2)Развивать эстетическое восприятие. 3)Воспитывать самостоятельность. «Украсим ёлочку» 1)Познакомить детей с макаронными изделиями = как материалом для творческой деятельности. Наклеиваем готовые украшения (раскрашенные макаронные изделия) на плоскостное изображение ёлочки Объемная работа из макаронных изделий на плоскостном изображении ёлки К готовому плоскостному изображению лошадки наклеиваем гриву и хвост из полосок бумаги. Изображение лошадки с пушистой бумажной гривой и хвостом. На желтый силуэт солнца наклеиваем готовые комочки, заполняя круг в центре «Портрет» солнышка 2)Развивать мелкую моторику пальцев рук. 3)Воспитывать интерес к ближайшему окружению. «Моя лошадка» 1)Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – отрывание. Учить отрывать узкие длинные полоски бумаги. Март 2)Упражнять в навыках работы с клеем: наносить небольшое количество, пользоваться салфеткой. 3)Формировать эмоционально положительный настрой. «Солнышко» 1)Познакомить детей с новым видом аппликации – мятые комочки из салфеток 2)Развивать воображение, мелкую моторику. 3)Воспитывать интерес к различным видам изобразительного искусства. «Сосульки плачут-капель» 1)Познакомить детей с новым видом работы с бумагой (сминать салфетку в комочек). Комочки салфеток наклеивают на листочки с изображением сосулек Картинка плачущих сосулек Комочки салфеток наклеивают на силуэт цыпленка Изображение пушистых цыплят Наклеивание готовых форм на заранее подготовленный ватман с изображением тарелочки. Коллективная работа из готовых форм 2)Продолжать закреплять навыки наклеивания. Апрель 3)Вызвать интерес к работе с бумагой, помочь обрести уверенность в своих силах. «Цыплята» 1)Продолжать учить детей сминать бумагу (сначала всей рукой, затем пальчиками) и наклеивать на плоскостное изображение. 2)Продолжать закреплять приемы наклеивания. Май 3)Вызвать интерес к работе с бумагой, помочь обрести уверенность в своих силах. Овощи на тарелочке (коллективная работа) 1)Познакомить детей с аппликацией из готовых форм. 2)Учить приемам наклеивания 3)Воспитывать навыки совместной работы Ваза с весенними листьями (коллективная работа) 1)Продолжать знакомить детей со способами наклеивания готовых форм. 2)Развивать наблюдательность. 3)Развивать эстетическое восприятие, создать положительный эмоциональный настрой от совместно выполненной работы. Наклеивание готовых форм на заранее подготовленный ватман с изображением вазы. Коллективная работа из готовых форм. Учебный план Обучение воспитанников по дополнительной образовательной программе «Веселая аппликация» проводится по следующему учебному плану Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), иные компоненты программы Программа по развитию творческих способностей детей раннего возраста «Веселая аппликация» УЧЕБНЫЙ ПЛАН Количество Количество занятий в месяц занятий в год 2 10 Продолжите льность занятия Количество часов 15 минут 10*15 минут = 2,5 часов 2.3. Календарный учебный график Обучение воспитанников по дополнительной образовательной программе «Веселая аппликация» проводится по следующему календарному учебному графику КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК январь май апрель март Программа по развитию творческих способностей детей раннего возраста «Веселая аппликация» Месяц февраль Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), иные компоненты программы Тема занятий «Новогодний салют» «Ежик» «Снеговик» «Украшаем елочку» «Моя лошадка» «Солнышко» «Сосульки плачут-капель» «Цыплята» Количество занятий 1 1 1 1 1 1 1 1 «Овощи на тарелке» (коллективная работа) 1 «Ваза с весенними листьями» (коллективная работа) 1 Итого занятий: 10 3. Организационный раздел 3.1. Особенности организации деятельности детей в рамках реализации дополнительной образовательной программы При работе с различными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения. В процессе работы развивается мелкая моторика, координация рук, мышление, художественный вкус, аккуратность в работе. Дети учатся коллективные, создавать что не способствует только индивидуальные развитию работы, коммуникабельности, но и умению ориентироваться на сверстника, социализации ребенка. Деятельность в рамках программы «Веселая аппликация» ориентирована, как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых предметов, составляющих среду ребенка. Дети учатся использовать изготовленные ими поделки для украшения группы, в качестве подарков. Соединение в себе знакомства цветового и эмоционального восприятия с развитием наблюдательности и аналитического мышления позволяет воспитать человека, неравнодушного к миру, умеющего конструктивно решать жизненные проблемы. Л.С.Выготский считал, что движущей силой психического развития является обучение, как необходимый путь “присвоения” ребенком общечеловеческого опыта. При этом он подчеркивал, что обучение должно ориентироваться не на уже созревшие, а на созревающие функции, на “зону ближайшего развития”. Обучение не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Именно в деятельности позволяющими ребенок строит ему успешно свой образ решать мира, овладевает многообразные познавательные, практические, творческие задачи, которые ставит перед ним жизнь. 3.2. Материально-техническое обеспечение программы способами, Материально-техническое обеспечение соответствует возрастным возможностям детей и содержанию дополнительной образовательной программы «Веселая аппликация». Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими игровыми материалами и оборудованием, которые обеспечивают: продуктивную, игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников; зрительно-поисковую активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения, самоконтроля и самооценки детей. Игры и игровые пособия: набор разнообразной бумаги, пластилина, деталей для отделки картотека пальчиковых игр картотека художественного слова (стихи, потешки, загадки) Технические средства обучения: ноутбук Toshiba Оборудование: игрушки, игровой персонаж мольберт; выставочный стенд для результатов детской деятельности; шкаф для пособий и игр; демонстрационные таблицы 2 детских 4-хместных стола в соответствии с антропометрическими данными детей; 10 детских стульев в соответствии с антропометрическими данными детей; 2 стула для взрослых; набор для детского творчества на каждого ребенка (бумага, детали, клеевой карандаш 3.3. Оценочные материалы Общепризнанно, что творчество скорее процесс, поиск, нежели результат. Не всегда этот поиск заканчивается созданием высококачественного продукта деятельности. Скорее это некое умение задаваться вопросом, ставить перед собой проблему и попытка ее решения. В соответствии с этим первый признак наличия творческих способностей – сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познавательной активности. Высокая познавательная активность проявляется в самом раннем возрасте, и, внимательно наблюдая за ребёнком, легко можно оценить её развитие. Если у малыша ярко проявляется положительная эмоциональная реакция на новую игрушку, ситуацию, большой интерес к окружающим предметам, людям, активное освоение новых способов познания, стремление к подражанию, а потом и попытки самостоятельного экспериментирования (с предметом, звуком, словом), - всё это говорит о раскрывающемся творческом потенциале. В дошкольной педагогике и психологии существует множество критериев оценки творческих работ детей. Но некоторые исследователи отмечают большую эффективность подхода к анализу детского творчества американского специалиста П.Торренса. Он выделяет творческое мышление как обязательный компонент любого творческого поиска и использует основные показатели творческого мышления (продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность творческих идей и решений) для анализа результатов творческой деятельности. Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка, его творческие способности Е.С.Белова рекомендует понаблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты: - предпочитаемые виды занятий, игр; - самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась); отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная - окрашенность, увлечённость); - инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств); - реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность); - использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу). К вышеперечисленному можно добавить - большое стремление к творческому самовыражению, - к творческому использованию предметов. Ориентируясь на эти характеристики, можно оценить проявление творческого потенциала ребёнка. Если при этом расширить границы оценки, то есть не только фиксировать выраженность характеристики в рамках альтернативных ответов «да – нет», но и пытаться различить степень выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная), можно составить общее представление о раскрытии творческого потенциала ребёнка. Диагностика творческих способностей имеет свои особенности, которые нам необходимо выделить, чтобы увидеть их отличительную черту от других видов диагностики. Особенности диагностики: • Для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию, проводить в свободное от работы время. • Экспертная оценка не столько результата, сколько процесса. • Методы: - включённое наблюдение в естественных условиях (эксперт играет вместе); -биографический метод, в котором снимаются только факты (т.к. творчество возникает эпизодически) и анализируются условия, в которых происходил факт. - игра, тренинги Основные показатели при диагностировании: - беглость. - гибкость (количество идей, умение переключаться с проблемы на проблему). - оригинальность (стандартный ответ или нет). - устойчивость интереса. - целостность (способность придавать продукту завершённый вид). Методы диагностики должны исключить словесные пояснения детей, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше и понимают на интуитивном уровне, чем могут сказать. Предпочтение отдаётся интуитивной догадке. ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Программа развития творческих способностей «Веселая аппликация») Фамилия, имя ребенка _____________________________________ Критерий Начало учебного года Конец учебного года (сентябрь 201…) (май 201…) 1 2 3 Предпочитаемые игры, занятия самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась) отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость) инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств) реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность) использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу) Проявление качества: 1 – проявление незначительное 2- качество присутствует, но не всегда устойчиво 3 – ярко выражено 1 2 3 Динамика 3.4. Методические материалы 1. Абашина В.В., Соколова И.Г. Проектная деятельность детей и взрослых: алгоритм планирования и организации. // Детский сад от А до Я. – 2008. - № 3. с. 19-32. 2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. – 99 с 3. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. -С. 114-123. 4. Дизайн и дети: Методические рекомендации // Авт.-сост. Л.А.Лялина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96с. 5. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М.: «КАРАПУЗДИДАКТИКА», 2006.- 192с. 6. Пестрый мир детских проектов. Дизайн интерьера руками дошкольников: методическое пособие лаборатории развития творческих способностей ребенка / сост. Т. А.Котлякова [и др.]. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011. – Выпуск 3. – 95 с.: цв. ил. 7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат – М., 1999, с. 223. 8. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192с., илл. 9. Савенкова Л.Г. Интеграция искусств как научная проблема.// Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в ДОУ. – 2008. - № 5. – С.1214 10. Ярыгина А. Дети и дизайн // Дошкольное воспитание. – 2006, № 2 – с.65 - 71. 11. http://www.maaam.ru/detskijsad/detskii-dizain-v-detskom-sadu21090.html 12. http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/interesnyiy-pedagogicheskiyopyit/news1393.html 3 Заключение Аппликация в раннем возрасте представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения. Аппликация направлена на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов. В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия деятельностью по аппликации призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства, что, безусловно, прибавляет здоровья. Эта тема актуальна в наши дни, поэтому девиз нашей работы в детском саду с детьми – чувствовать, познавать, творить! 4 5