Содержание дополнительной платной программы стр. № Раздел 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 3 3 1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы 9 2. Содержательный раздел 10 2.1. Содержание, формы, способы, методы и средства дополнительной 10 образовательной программы 2.2. Учебный план 21 2.3. Календарный учебный график 23 3.Организационный раздел 24 3.1. Особенности организации деятельности детей в рамках реализации дополнительной образовательной программы 24 3.2. Материально - техническое обеспечение 25 3.3. Оценочные материалы 26 3.4. Методические материалы 28 Заключение 29 1. Целевой раздел 1. 1. Пояснительная записка «Открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе» (Н.Ветлугина). Творчество- ступень познания и развития человеческой личности, в процессе творчества человек мыслит, думает, проявляет себя, как индивидуум. В современном обществе, с его потенциальным развитием, освоением новых технологий, включая и музыкальное воспитание, стране необходимы творческие, неординарно мыслящие люди. Постановка данной проблемы была продиктована в контексте государственного заказа, а также удовлетворения образовательных потребностей детей, и имеет отражение в правовых и нормативных документах Нормативно-правовая база: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года); СанПин СП 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 Письмо Министерства образования и науки РФ, Федерации федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 февраля 2014 г. N 01-5222/05-382 Письмо МО РФ №06-1844 от 11.12.2006г. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013 №1014; Устав МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» присмотра и оздоровления» Успех образования детей раннего возраста, согласно политике государства в целом, а так же Регионального компонента государственного образовательного стандарта Свердловской области, определяется не только информированностью (знаниями, умениями и навыками), но и желанием ребенка получить информацию и использовать ее в жизненных ситуациях. Из вышеизложенного возникает педагогическая проблема – нахождение таких стимулов к творчеству, которые помогали бы развить у ребенка действенное желание «сочинять» и творить. Иными словами социализировать ребёнка в современном обществе и развить его творческое начало. Музыка с многогранными формами и жанрами, может развить в ребёнке чувство прекрасного, открыть эмоциональную и нравственную сферу, познать и понять самого себя. «С помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы, успокоить возбуждённых и растормошить заторможенных, урегулировать неправильные и лишние действия» (В. М. Бехтерев). Неоспоримым фактом является то, что дети раннего возраста особенно восприимчивы к проявлениям творчества, в этом возрасте эмоциональный подъем ребёнка имеет яркую окраску. Базовая культура человека, фундамент, закладывается в раннем детстве. Цель: способствовать развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста, способствовать физическому и эстетическому развитию детей. Задачи: Музыкальное и речевое развитие 1. Развитие чувства ритма; 2. Развитие координации между словом (пением) и движением; 3. Развитие координации при музыкальном движении; 4. Формирование музыкально-эстетических представлений ребёнка; 5. Развитие координации между словом и движением; 6. Слухоречевое развитие; 7. Систематизация «словаря» детей. • Познавательное и социально-коммуникативное развитие 1. Развитие интеллекта; 2. Развитие слухового внимания; 3. Развитие памяти и навыка понимания предлагаемых заданий; 4. Развитие эмоциональной отзывчивости; 5. Развивать навыки общения и взаимодействия детей в коллективе; • Физическое развитие 1. Укрепление физических качеств ребёнка; 2. Овладение двигательными навыками; 3. Развитие подвижности пальчиков, кистей, 4. Формирование мелкой моторики Подходы и принципы соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости; соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности; обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах и технологиях работы с детьми; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей в соответствии со спецификой дошкольного образования. учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей принцип приоритетности эмоционально-чувственного развития, как основы духовно-нравственного воспитания. Основными методологическими подходами к формированию программы являются: личностный и деятельностный подход. Возрастные особенности развития ребенка 2 - 3 лет жизни в музыкальной деятельности. Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. на третьем году жизни ребёнка речь становится доминирующей линией развития. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8-10 слов, то в три года - до 1 тыс. слов. Мы - педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки. На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно - действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус. В раннем возрасте у большинства детей система музыкальности представлена высокой эмоциональной отзывчивостью на музыку и элементарными компонентами познавательных музыкальных способностей – сенсорных, интеллектуальных, музыкальной памяти. В структуре музыкального мышления – способность услышать общий характер, настроение музыкального произведения. В структуре музыкальной памяти – непосредственное, непроизвольное запоминание. Дети раннего возраста довольно внимательно слушают музыку, исполняемую на инструменте, с интересом слушают рассказы, сопровождаемые музыкой, запоминают её, узнают о каком эпизоде, персонаже она рассказывает. Подпевают взрослому, правильно передавая ритм и отдельные интонации мелодии. Выполняют движения в играх, плясках, упражнениях по показу взрослого. Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети быстро усваивают материал, незаметно учатся правильно говорить. Игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, особенно в раннем и младшем возрасте, где дети познают мир через игру. Исходя из всех составляющих компонентов развития личности ребёнка стало актуально проведение логоритмических занятий в рамках дополнительной общеразвивающей программы 1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы Занимаясь по данной программе соответствующим игровым технологиям у детей улучшится физическое состояние, сформируется положительный эмоциональный настрой, обогатится речевое и музыкальности развитие, позволяющее детям в дальнейшем свободно общаться со взрослыми и в кругу сверстников. 2. Содержательный раздел: 2.1. Содержание, формы, способы, методы и средства дополнительной образовательной программы Игра, побуждает ребёнка познавать, мыслить, способствует самовыражению, вызывает эмоции. С помощью игры дети лучше усваивают содержание, логику, последовательность, причинно – следственную обусловленность. Музыка вносит в игру дополнительный оттенок – яркие переживания, которые способствуют созданию доступных игровых образов. Положительно воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, музыка способствует усвоению речевого, песенного и двигательного материала. Логоритмические игры – занятия, основанные на тесной связи слова, движения и музыки, включают в себя достаточно разнообразную деятельность: Цель: Формирование двигательных и певческих навыков, способствующих эмоциональной отзывчивости На логоритмических играх-занятиях, решаются следующие Задачи: 1. Активизация высшей психической деятельности зрительного и слухового внимания; 2. Увеличение объема памяти; 3. Развитие зрительного и слухового восприятия; 4. Развитие артикуляторного аппарата; через развитие Формирование двигательных навыков пальчиковые игры; речевые игры; музыкально-двигательные и коммуникативные игры; упражнения для развития мелкой и крупной моторики; танцы под ритмодекламацию или пение взрослого; ритмические игры с музыкальными инструментами; стихотворения с движениями. С целью развития творческого проявления у детей раннего и младшего дошкольного возраста, целесообразно использовать игровые задания подражательного характера, например: спой как зайчик, спой, как мишка, которого разбудили, потанцуем, как матрёшки. На логоритмических играх-занятиях большое внимание уделяется взаимодействию речи, пения и движений под музыку. При построении занятий важно учитывать равномерное психофизической нагрузки, занятия проводятся по определённой схеме: Вводная часть Развитие слухового внимания Пальчиковая гимнастика Ориентировка в пространстве, речь с движениями Релаксация Логоритмические игры-занятия делятся по типам: 1. Коррекция развитий движений. 2. Формирование певческих навыков. 3. Развитие артикулярного аппарата. 4. Развития мелкой моторики рук. 5. Развитие слухового внимания. 6. Ориентировка в пространстве. распределение 7. Развитие эмоций. На игровых занятиях соблюдаются основные педагогические принципы: 1. Последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала. 2. Отработка ритмической структуры слова, и четкого произношения доступных по возрасту звуков, обогащение словаря детей. Логоритмические игры - занятия дают положительный результат на развитие двигательной и эмоциональной сферы, способствуют развитию речевых навыков и творческих способностей детей раннего возраста. Деятельность по освоению представлена в тематическом плане: дополнительной образовательной программы ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Сентябрь Неделя Тема 1 Пушистый котёнок» 2 « Кот и мыши» Цели и задачи занятия Виды детской деятельности на занятиях 1.Активизировать Двигательнодвигательную деятельность игровая путём художественного обыгрывания игрушки. 2.Развивать предметноигровые действия, слухоречевое внимание, выполнять движения по тексту 3.Формировать умение прыгать на двух ногах. 1.Активизировать двигательную деятельность путём художественного обыгрывания игровой ситуации 2. Учить действовать по показу взрослого в игровой ситуации 3.Развивать предметноигровые действия, Игровой сюжет образовательной ситуации В гостях у детей котёнок – би – ба – бо, он предлагает поиграть с ним в игры, угоститься сладким вареньем… Совместная Пойдём в гости к музыкальнокоту, посмотрим чем игровая он занят… деятельность детей и взрослого. Используемые на занятии средства (музыкальный и литературный материал, художественные произведения) Лукина Н.А. Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста С- Петербург «Паритет», 2004г С-12 Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. М.: Т.Ц. Сфера, 2006 С-20 слухоречевое внимание Неделя Тема 3 «Гости» Цели и задачи занятия 1.Активизировать двигательную деятельность путём художественного обыгрывания игровой ситуации 2. Учить действовать по показу взрослого в игровой ситуации 4 «Весёлый мячик» Виды детской деятельности на занятиях Музыкально - – игровая, пальчиковые игры, игра с музыкальным инструментом (бубном) 3.Развивать предметноигровые действия, слухоречевое внимание 1.Активизировать Двигательнодвигательную деятельность игровая путём художественного обыгрывания игрушки. 2.Развивать предметноигровые действия, слухоречевое внимание, выполнять движения по тексту 3.Закреплять умение прыгать на двух ногах. Игровой сюжет образовательной ситуации Используемые на занятии средства (музыкальный и литературный материал, художественные произведения) Картушина, М.Ю. Забавы для малышей 2-3 лет. М.: Т.Ц. Сфера, 2006 В гостях у детей игрушки – мишка, зайка, они играют с детьми, просят научить их ударять С-15 по бубну… Какая красивая корзинка, что в ней? Игра с мячиками, вот мишка, он тоже хочет научится играть… Лукина Н.А. Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста С- Петербург «Паритет», 2004г С-24 Октябрь Неделя Тема 1 «Ласковые ручки » Цели и задачи занятия 1.Активизировать двигательную деятельность путём художественного обыгрывания игровой ситуации с ладошками 2. Учить действовать по показу взрослого в игровой ситуации 2 « Зайки и ладошки» 3.Развивать предметноигровые действия, слухоречевое внимание 1.Активизировать двигательную деятельность путём художественного обыгрывания игрушки. Виды детской деятельности на занятиях Игровой сюжет образовательной ситуации Используемые на занятии средства (музыкальный и литературный материал, художественные произведения) Музыкально - Весёлые ладошки Лукина Н.А. игровая, любят играть с Сарычева И.Ф. пальчиковые игры, ребятами, давайте Логоритмические занятия игра с спрячемся… с детьми раннего возраста музыкальным С- Петербург «Паритет», инструментом 2004г с -15 (бубном) Картушина, М.Ю. Забавы для малышей 2-3 лет. М.: Т.Ц. Сфера, 2006 Совместная В гостях у детей музыкальноигрушка – зайка, он игровая хочет поиграть с деятельность детей детьми, просят и взрослого. научить прятаться за 2.Развивать предметноладошки и ударять игровые действия, по бубну… слухоречевое внимание, выполнять движения по тексту и звучанию музыки 3.Формировать умение С-32 Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. М.: Т.Ц. Сфера, 2006 С-17 прыгать на двух ногах. Неделя Тема 3 « В огороде заинька» Цели и задачи занятия Виды детской деятельности на занятиях Игровой сюжет образовательной ситуации Используемые на занятии средства (музыкальный и литературный материал, художественные произведения) 1.Активизировать Совместная Как у зайки огород, Картушина, М.Ю. двигательную деятельность музыкальночто же там растёт, Конспекты путём художественного игровая поможем зайке логоритмических занятий с обыгрывания игрушки. деятельность детей собрать капусту. детьми и взрослого. 2-3 лет. 2.Развивать предметноМ.: Т.Ц. Сфера, 2006 С-17 игровые действия, слухоречевое внимание, выполнять движения по тексту и звучанию музыки 3.Формировать умение прыгать на двух ногах. 4 « Утёнок и его друзья» 1.Активизировать двигательную деятельность путём художественного обыгрывания игрушки и игровой ситуации Музыкально игровая, пальчиковые игры, игра с музыкальным инструментом 2.Формировать слухоречевое (бубном) внимание, движения по побуждению, координацию. Утёнок рано встал и на бубне заиграл, он ребят приглашает вместе поиграть на бубне и познакомиться с его другом воронёнком. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. М.: Т.Ц. Сфера, 2006 С-24 3.Развивать действовать по взрослого в игре. умение показу Ноябрь Неделя Тема Цели и задачи занятия 1 « Зимний теремок» 1.Активизировать двигательную деятельность путём художественного обыгрывания игровой ситуации « Подарки зимы» 2 . Виды детской деятельности на занятиях Совместная музыкальноигровая деятельность элементами имитации. Используемые на занятии средства (музыкальный и литературный материал, художественные произведения) .Стоит в поле Картушина, М.Ю. теремок, кто в нём Забавы для малышей живёт? 2-3 лет. с М.: Т.Ц. Сфера, 2006 2. Учить действовать по показу взрослого в игровой ситуации, повторять окончания фраз за взрослым. 3.Развивать навыки совместной игры – дети, взрослый. 1. Активизировать Музыкально - – двигательную деятельность игровая, подарки. путём художественного обыгрывания игрушки и действий с ней. 2. Формировать имитационные навыки, стимулировать слухоречевое Игровой сюжет образовательной ситуации С-57 Очень холодно зимой, сыплет снег на нас с тобой, поиграем со снегом… Лукина Н.А. Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста С- Петербург «Паритет», 2004г С-37 внимание, координацию движений 3. Развивать умения действовать со звукоподражанием Неделя Тема Цели и задачи занятия 3 «Зимняя прогулка» 1. Учить различать динамические оттенки (быстро – медленно, громко – тихо). 2. Учить соотносить движения со словами песни, подпевать простые звукоподражания «ух», «бух» 2.Развивать чувство ритма и эмоциональную отзывчивость 4 «Игры зайкой» с 1.Активизировать Виды детской деятельности на занятиях Совместная музыкальноигровая деятельность элементами имитации. Игровой сюжет образовательной ситуации Используемые на занятии средства (музыкальный и литературный материал, художественные произведения) Погуляем по Лукина Н.А. дорожке, если будут Сарычева И.Ф. мёрзнуть ножки, мы Логоритмические занятия с … с детьми раннего возраста С- Петербург «Паритет», 2004г Совместная На полянке – зайка, двигательную деятельность музыкальноон очень замёрз, как путём художественного игровая нам согреть зайку… обыгрывания игрушки. деятельность детей и взрослого. 2.Развивать предметноигровые действия, слухоречевое внимание, выполнять движения по тексту и звучанию музыки С-39 Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. М.: Т.Ц. Сфера, 2006 С-46 3.Формировать умение прыгать на двух ногах. Декабрь Неделя 1 Тема Цели и задачи занятия «Поиграем с 1. Учить детей двигаться в соответствии с музыкой, куклой» . совершенствовать умение двигаться в соответствии с текстом, различать тембровую окраску музыки Виды детской деятельности на занятиях Совместная музыкальноигровая деятельность элементами имитации. Игровой сюжет образовательной ситуации В гости к детям пришла кукла Катя, она умеет играть и с быстро бегать догоните куклу, … Используемые на занятии средства (музыкальный и литературный материал, художественные произведения) Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. М.: Т.Ц. Сфера, 2006 С-62 2.Развивать мелкую моторику, координацию движений, речевой слух 2 « Снеговик» . 1. Активизировать Музыкально - – двигательную деятельность игровая, подарки. путём художественного обыгрывания игрушки и действий с ней. 2. Формировать имитационные навыки, стимулировать слухоречевое внимание, координацию движений Ком на ком, морковка – нос, Вот и снеговик подрос. Игры со снеговиком… Лукина Н.А. Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста С- Петербург «Паритет», 2004г С-51 Развивать действовать звукоподражанием 3. Неделя Тема 3 «Зимние забавы» умения со Цели и задачи занятия Виды детской деятельности на занятиях 1.Учить двигаться топающим Музыкально шагом с переходом на бег, игровая. соотносить движения с музыкой. 2. Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом. 4 «Дед Мороз и ёлочка» 1. Учить различать динамические оттенки (быстро – медленно, громко – тихо). 2. Учить соотносить движения со словами песни, подпевать простые звукоподражания «ой, ой, ой», «ай, ай, ай» 2.Развивать чувство ритма и Игровой сюжет образовательной ситуации Используемые на занятии средства (музыкальный и литературный материал, художественные произведения) - Снеговик играет с Лукина Н.А. детьми в зимние Сарычева И.Ф. игры и снежки Логоритмические занятия с детьми раннего возраста С- Петербург «Паритет», 2004г С-41 Совместная музыкальноигровая деятельность элементами имитации. Скоро праздник Новый год, Дед Мороз у ёлки с ждёт. Нарядим ёлочку, позовём Д.Мороза. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. М.: Т.Ц. Сфера, 2006 С-58 эмоциональную отзывчивость Январь Неделя Тема 1 «Девочка Катюша» Цели и задачи занятия Виды детской деятельности на занятиях Активизировать Музыкально двигательную деятельность игровая. путём художественного обыгрывания игрушки и действий с ней. 2. Формировать имитационные навыки, стимулировать слухоречевое внимание, координацию движений 3. Развивать умения действовать со звукоподражанием Игровой сюжет образовательной ситуации Используемые на занятии средства (музыкальный и литературный материал, художественные произведения) - Катя утром встала, Картушина, М.Ю. ей хочется поиграть, Конспекты пойдём в гости к логоритмических занятий с кукле… детьми 2-3 лет. М.: Т.Ц. Сфера, 2006 С-64 «Вкусная каша» 2 . 1. Учить детей двигаться в соответствии с музыкой, совершенствовать умение двигаться в соответствии с текстом, различать тембровую окраску музыки Совместная музыкальноигровая деятельность элементами имитации. В гости к детям Картушина, М.Ю. пришла кукла Катя, Конспекты она угощает детей логоритмических занятий с с кашей детьми 2-3 лет. М.: Т.Ц. Сфера, 2006 С-67 2.Развивать мелкую моторику, координацию движений, речевой слух Неделя Тема Цели и задачи занятия Виды детской деятельности на занятиях Игровой сюжет образовательной ситуации Используемые на занятии средства (музыкальный и литературный материал, художественные произведения) 3 « Алёнушка и лошадка» 1.Развивать имитационные Музыкально навыки в игровой ситуации, игровая. проговаривать знакомые стихи. 2.Продолжать формировать слуховое внимание, движения по показу и побуждению. 3.Учить детей выполнять движения с заданным ритмом. - А у нас есть девочка – звать её Алёнушка, с ней лошадка живёт, мы поиграем с игрушками, накормим вкусной кашей. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 – 3 лет. М.: Т.Ц Сфера, 2006 С-69. Февраль Неделя Тема 1 « Лошадка» Цели и задачи занятия Виды детской деятельности на занятиях 1.Развивать имитационные Музыкально навыки в игровой ситуации, игровая. проговаривать знакомые стихи. Игровой сюжет образовательной ситуации - Вот лошадка, поиграем накормим кашей. пришла мы с ней, вкусной 2.Продолжать формировать слуховое внимание, движения по показу и побуждению. Используемые на занятии средства (музыкальный и литературный материал, художественные произведения) Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 – 3 лет. М.: Т.Ц Сфера, 2006 С-71 3.Учить детей выполнять движения с заданным ритмом. 2 «Динь – дон, 1.Развивать движений, слышен действовать звук…» координацию умение с колокольчиками. 2..Формировать звуковысотнный большой и колокольчик Совместная Колокольчики музыкальнозвенят – большой и игровая маленький, деятельность с послушаем их элементами звучание, погуляем с имитации, игра на ними под музыку – слух, колокольчике. игры на внимание. маленький Развивать умение соотносить движения с 3. Лукина Н.А. Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста С- Петербург «Паритет», 2004г С-68 текстом. Неделя 3 Тема Цели и задачи занятия Виды детской деятельности на занятиях «Хозяюшка» 1.Учить детей действовать в Музыкально игровой ситуации по показу игровая. взрослого, выполнять имитацию. 2. Проговаривать ритмодекломацию в игровой ситуации Игровой сюжет образовательной ситуации Используемые на занятии средства (музыкальный и литературный материал, художественные произведения) - Мы поедем в гости Картушина, М.Ю. к бабушке, Конспекты обыгрывание логоритмических занятий с игрушек – кошки, детьми собачки… 2 – 3 лет. М.: Т.Ц. Сфера, 2006 С-73 3. Развивать умение соотносить движения с текстом. 4 «Про собачку» 1.Учить детей действовать в игровой ситуации по показу взрослого, выполнять имитацию. Совместная музыкальноигровая деятельность с элементами 2. Проговаривать имитации. ритмодекломацию в игровой ситуации 3. Развивать умение Где же ты живёшь, Картушина, М.Ю. собачка? Игры с Конспекты собачкой. логоритмических занятий с детьми 2- 3 лет. М.: Т.Ц. Сфера, 2006 С-78. соотносить текстом. движения с Март Неделя 1 Тема «Котёнок и щенок» Цели и задачи занятия Виды детской деятельности на занятиях - В гостях у детей игрушки – мамы и малыши, они очень любят играть и подражать своим мамам, давайте превратимся… Используемые на занятии средства (музыкальный и литературный материал, художественные произведения) Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 – 3 лет. М.: Т.Ц. Сфера, 2006 С-82 Совместная Поможем петушку музыкальнонайти: ку – ка - ре – игровая ку! Развеселим его, деятельность с поиграем на элементами инструментах. Проговаривать имитации игрой в Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 – 3 лет. М.: Т.Ц. Сфера, 2006 1.Учить детей действовать в Музыкально игровой ситуации по показу игровая. взрослого, выполнять имитацию. 2. Проговаривать ритмодекломацию в игровой ситуации Игровой сюжет образовательной ситуации 3. Развивать умение соотносить движения с текстом. 2 «Про петушка» 1.Учить детей действовать в игровой ситуации по показу взрослого, выполнять имитацию. 2. ритмодекломацию в игровой оркестр. ситуации С-86 Развивать умение соотносить движения с текстом. 3. Неделя 3 Тема «Мамы и малыши» Цели и задачи занятия 1. Знакомить имитационными движениями. Виды детской деятельности на занятиях с Музыкально игровая. 2. .Формировать слухоречевое внимание, координацию, умение действовать по показу и самостоятельно. Развивать совместной игры. 3. 4 «Колючий ёжик» Игровой сюжет образовательной ситуации Используемые на занятии средства (музыкальный и литературный материал, художественные произведения) - На заре во дворе, Картушина, М.Ю. потерялись цыплята, Конспекты поможем маме их логоритмических занятий с найти детьми 2- 3 лет. М.: Т.Ц. Сфера, 2006 С-92. навыки 1. Формировать слухоречевое Музыкально внимание, игровая. умение действовать с игрушками 2.Учить выполнять движения - Ёжик живет в лесу, он любит собирать цветочки; превратимся в ёжиков и подвигаемся с ним. Лукина Н.А. Сарычева И.Ф. Логоритмических занятий с детьми раннего возраста С-Петербург «Паритет», 2004г С-52 в соответствии с музыкой 3.Развивать у детей умение соотносить движения с текстом. Апрель Неделя Тема Цели и задачи занятия Виды детской деятельности на занятиях 1 «Здравствуй весна 1.Учить детей действовать в игровой ситуации по показу взрослого, выполнять имитацию. Совместная музыкальноигровая деятельность элементами 2. Проговаривать имитации ритмодекломацию в игровой ситуации Игровой сюжет образовательной ситуации Используемые на занятии средства (музыкальный и литературный материал, художественные произведения) Лукина Н.А. Сарычева И.Ф. Логоритмических занятий с детьми раннего возраста С-Петербург «Паритет», 2004г На дворе звенит капель, что мы слышим целый с день… Слушаем звуки, игры с листочками, хоровод С-65 по показу. Развивать умение соотносить движения с текстом. 3. 2 «Хомка хомячок» – 1. Знакомить имитационными движениями. с Музыкально игровая. - Весёлый хомячок Лукина Н.А. Хомка, приглашает Сарычева И.Ф. детей погулять с ним Логоритмических занятий с по полю… 2. .Формировать слухоречевое внимание, координацию, умение действовать по показу и самостоятельно. Развивать совместной игры. 3. Неделя 3 Тема «Лесные гости» детьми раннего возраста С-Петербург «Паритет», 2004г С-48 навыки Цели и задачи занятия Виды детской деятельности на занятиях 1.Учить детей действовать в игровой ситуации по показу взрослого, выполнять имитацию. 2. Проговаривать ритмодекломацию в игровой ситуации Игровой сюжет образовательной ситуации Используемые на занятии средства (музыкальный и литературный материал, художественные произведения) Совместная Вот к нам мишка Лукина Н.А. музыкальноприбежал, деток он Сарычева И.Ф. игровая гулять позвал.. Логоритмических занятий с деятельность с детьми раннего возраста элементами С-Петербург «Паритет», имитации игрой в 2004г С-51 оркестр. Развивать умение соотносить движения с текстом. 3. 4 «Весёлый паровозик» 1. Знакомить имитационными движениями. с Музыкально игровая. - Я – весёлый Лукина Н.А. паровозик хочу Сарычева И.Ф. прокатить детей. Логоритмических занятий с детьми раннего возраста С-Петербург «Паритет», 2004г 2. .Формировать слухоречевое внимание, координацию, умение действовать по показу и самостоятельно. Развивать совместной игры. 3. С-54 навыки Май. Неделя Тема 1 «Лесная прогулка» Цели и задачи занятия Виды детской деятельности на занятиях 1. Формировать слухоречевое Музыкально внимание, игровая. умение действовать с игрушками 2.Учить выполнять движения в соответствии с ритмодекломацией 3.Развивать у детей умение соотносить движения с Игровой сюжет образовательной ситуации Используемые на занятии средства (музыкальный и литературный материал, художественные произведения) - .У берёзки весело, Лукина Н.А. Будем мы шагать, Сарычева И.Ф. Будем звонко Логоритмических занятий с песенки, детьми раннего возраста Вместе распевать - С-Петербург «Паритет», … 2004г С-70 текстом. 2 «На полянке» Неделя Тема 3 «Дождик озорник» 1.Учить детей выполнять Совместная движения в соответствии с музыкальнотекстом игровая деятельность 2.Стимулировать слуховое элементами внимание. имитации превращений. 3.Развивать координацию, умение действовать по показу с музыкальным сопровождением. Цели и задачи занятия Виды детской деятельности на занятиях 1. Формировать слухоречевое Музыкально внимание, игровая. умение действовать с атрибутами 2.Учить выполнять движения в соответствии с музыкой 3.Развивать у детей умение соотносить движения с Превратимся в цветы, посмотрим как они живут. с Лукина Н.А. Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста С- Петербург «Паритет», 2004г С-72. Игровой сюжет образовательной ситуации Используемые на занятии средства (музыкальный и литературный материал, художественные произведения) - Посмотрите дождь Картушина, М.Ю. пошёл, ребятишки Конспекты радуются дождику… логоритмических занятий с детьми 2- 3 лет. М.: Т.Ц. Сфера, 2006 С-103 текстом. 4 « Про зелёную лягушку» 1.Учить детей выполнять Совместная движения в соответствии с музыкальнотекстом игровая деятельность 2.Стимулировать слуховое элементами внимание. имитации превращений. 3.Развивать координацию, умение действовать по показу с музыкальным сопровождением. На полянке с подружкой, жила зелёная лягушка … с Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2- 3 лет. М.: Т.Ц. Сфера, 2006 С-100 2.2. Учебный план Месяц № п/п Сентябрь 1 2 3 4 «Пушистый котёнок» «Кот и мыши» «Гости» «Веселый мячик» 1 2 3 4 «Ласковые ручки» «Зайки и ладошки» «В огороде заинька» «Утенок и его друзья» 1 2 3 4 «Зимний теремок» «Подарки зимы» «Зимняя прогулка» «Игры с зайкой» 1 2 3 4 «Поиграем с куклой» «Снеговик» «Зимние забавы» «Дед Мороз и елочка» 1 2 3 «Девочка Катюша» «Вкусная каша» «Аленушка и лошадка» 1 2 3 4 «Лошадка» «Динь – дон, слышен звук со всех сторон» «Хозяюшка» «Про собачку» 1 2 3 4 «Котенок и щенок» «Про петушка» «Мамы и малыши» «Колючий ежик» 1 2 3 4 «Здравствуй, весна!» «Хомка-хомячок» «Лесные гости» «Веселый паровозик» Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Названия занятий Май 1 2 3 4 «Лесная прогулка» «На полянке» «Дождик –озорник» «Про зеленую лягушку» 2.3. Календарный учебный график Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Дни проведения Количество занятий в месяц четверг 4 четверг 4 четверг 4 четверг 4 четверг 3 четверг 4 четверг 4 четверг 4 четверг 3 Всего занятий за год 32 3.Организационный раздел 3.1. Особенности организации деятельности детей в рамках реализации дополнительной образовательной программы Занятия проводятся 4 раза в месяц - еженедельно занятия проводятся в музыкальном центре во вторую половину дня. Длительность занятия 10 минут. Методические приёмы – наглядный показ, словесная инструкция и выполнение педагогом заданий вместе с детьми, ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованно с движениями. Организация – круг или полукруг. 3.2. Материально - техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение ТСО Картотека игровых технологий Двигатели ( снежинки, листики, погремушки, шарики, палочки...) плоскостные и объёмные игрушки Музыкальные и шумовые инструменты 3.3. Оценочные материалы Мониторинг по логоритмической деятельности Список детей 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Стихи, ритмодекломация Пальчиковые игры Игровая деятельность 1. Речевой материал (стихи, пальчиковые игры, ритмодекломация) а) желание слушать и повторять б) произношение (четко или нет) в) умение рассказывать по подсказке г) умение рассказывать самостоятельно 2. Игровая деятельность– а) желание участвовать б) умение общаться с партнёром, игрушкой в) умение действовать по показу г) умение действовать самостоятельно Обозначения, применённые в таблицах: 5 – Отлично 4 – Хорошо 3 – Испытывает затруднения 3.4.Методические материалы 1. З.Н. Александрова Стихи. М., 2004. 2.М.Б. Борисенко, О. Е. Камышникова, Т.Ф. Кирьянова, Н.Н. Рачковская, Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего возраста. 3. М.Б. Борисенко, Н.А. Лукина. Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики. 4.М.Б. Борисенко, Н.А. Лукина. Начинаем говорить. Развитие речи. 5. Лукина Н.А.Сарычева И.Ф. Логоритмических занятий с детьми раннего возраста. С-Петербург «Паритет», 2004г 6. А.И. Буренина, Т.А. Тютюнникова Музыкально – игровое планирование; С – Петербург - 2012г. Программа «Тутти» 7. М.Ю. Картушина, Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. М.: Т.Ц. Сфера, 2006. 8. Колыбельные для малышей Издат. Детская литература М., 2003. 9. О.В. Усова. Театр всевозможного. Шадринск - 2005. 10. Музыка в детском саду. первая младшая группа / Сост. Н.А. Ветлугина М.,2005. 11. От осени до лета / Сост. Л.А. Владимирская. Волгоград, 2003. 12. Ю.А. Соколова. Игры с пальчиками. М.,2005. 13. В. В.Степанов. Азбука игрушек. М.,2005. 14. Стихи о животных. ростов н/Д, 2004.Л 15. Т.Н. Сауко. А.И. Буренина. Топ – хлоп малыши. Спб.,2001. 16. Музыка и движения. (Упражнения, игры, пляски для детей 2 – 3 лет) Сост.С.И. Бекина, С.И. Ломова, Е.Н. Соковнина. М., 2001. 17. Ладушки, ладушки /Сост. П.И. Садчиков, Е.А. Алифарова. М., 2003. 18. Л. Яхнин. Ладушки. М., 2003. Заключение: Занятия логоритмикой способствуют быстрому развитию речи и музыкальности, поскольку содержат большой речевой, музыкально – двигательный и игровой материал. Формируют, положительный эмоциональный настрой (занятия проходят в непринуждённой и знакомой детям обстановке, в групповой комнате, в уютном кругу взрослого и сверстников), в игровой форме. Учат общению со сверстниками. Дети с удовольствием откликаются на просьбы взрослого, активно вступают в игру. Сформированные и скоординированные двигательные навыки помогают детям свободно действовать в танцах, в дальнейшем проявлять самостоятельность и инициативу. Развиваются творческие способности детей. В играх взаимодействовать со сверстниками, выступать в роли ведущего. Активно развитая речь, помогает включаться в пение, дети охотно поют и запоминают песни, стараются выдерживать интонационно эмоциональную подачу песни. Дети получают удовольствие от того, что могут использовать свои знания и навыки.