Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Теремок» присмотра и оздоровления» ПОЛОЖЕНИЕ о взаимодействии с семьями воспитанников МБДОУ «Детский сад № 4 «ТЕРЕМОК» в соответствии с ФГОС ДО 1. Общие положения • Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". • Настоящее Положение вводится в целях организации новых форм работы с родителями (законных представителей) воспитанников в соответствии с ФГОС ДО, вовлечения родителей (законных представителей) в единое пространство детского развития в МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок». 2. Основные направления и задачи работы Основные направления работы: • работа коллектива ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями; • повышение педагогической культуры родителей; • вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом. Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей: • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; 1 • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников • стремление к установлению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; • создание условий в детском саду для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; • объединение усилий детского сада и семьи для развития и воспитания детей; • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; • активизирование и обогащение воспитательных умений родителей; • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, за активное участие в жизни детского сада. 3. Новая система взаимодействия ДОУ с семьей • Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие. • Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. • Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка. • Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий. • Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. 2 • Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями. • При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. 4. Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; • создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ; • диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка. 5. Функции работы ДОУ с семьей • Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ. • Психолого - педагогическое просвещение родителей. • Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. • Помощь отдельным семьям в воспитании детей. • Взаимодействие родителей с общественными организациями. • Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателями, заведующим, заместителем заведующего по ВМР, медперсоналом и специалистами. 6. Новые формы взаимодействия с семьей В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга. Инновационные формы и методы работы с семьей: • "Круглые столы"; • тематические выставки; 3 • социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений; • консультации специалистов; • семейные праздники; • семейные спортивные встречи, досуги; • почта доверия, телефон доверия; • проектная деятельность; • открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности для родителей; • экскурсии, прогулки; • семейный календарь; • интервью с родителями и детьми на определенные темы; • родительский клуб; • мастер-классы; • семейные художественные студии; • сайт МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» (публичный доклад, самообследование и др.); • аукцион секретов воспитания и др. Важные моменты: • все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены; • содержание необходимо регулярно обновлять, чтобы родительский интерес к информации не пропадал; • содержание предлагаемого материала должно быть актуально, интересно большинству родителей. Весь материал должен иметь эстетический вид. 7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей • Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. • Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей. • Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону. • Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, 4 использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности. • Положительное общественное мнение родителей о воспитании, развитии, обучении дошкольников в ДОУ. 5