Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Теремок» присмотра и оздоровления»
ПОЛОЖЕНИЕ
о взаимодействии с семьями воспитанников
МБДОУ «Детский сад № 4 «ТЕРЕМОК»
в соответствии с ФГОС ДО
1. Общие положения
•
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом от 29.12.2012г. №
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
•
Настоящее Положение вводится в целях организации новых форм работы с
родителями (законных представителей) воспитанников в соответствии с ФГОС ДО,
вовлечения родителей (законных представителей) в единое пространство детского
развития в МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок».
2. Основные направления и задачи работы
Основные направления работы:
•
работа коллектива ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление
педагогов с системой новых форм работы с родителями;
•
повышение педагогической культуры родителей;
•
вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену
опытом.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
•
изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания,
обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в
детском саду и семье;
1
•
знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и
семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном
воспитании дошкольников
•
стремление
к
установлению
партнерских
отношений
с
семьей
каждого
воспитанника;
•
создание условий в детском саду для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия
педагогов и родителей с детьми;
•
объединение усилий детского сада и семьи для развития и воспитания детей;
•
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
•
активизирование и обогащение воспитательных умений родителей;
•
поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и
потребностям ребенка, за активное участие в жизни детского сада.
3. Новая система взаимодействия ДОУ с семьей
•
Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную
работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им
в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как
будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.
Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в
решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети,
ради которых и осуществляется это взаимодействие.
•
Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с
семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при
работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического
процесса.
•
Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном
возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают
нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание
ребенка.
•
Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения,
нахождение общих интересов и занятий.
•
Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в
ДОУ и семье.
2
•
Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было
нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог,
определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для
взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
•
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех
недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
4. Основные принципы при организации работы в рамках
новых форм работы с
семьей
•
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается
возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
•
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
•
создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых,
обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
•
диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
5. Функции работы ДОУ с семьей
•
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного
процесса, организуемого в ДОУ.
•
Психолого - педагогическое просвещение родителей.
•
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
•
Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
•
Взаимодействие родителей с общественными организациями.
•
Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно
распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателями,
заведующим,
заместителем
заведующего
по
ВМР,
медперсоналом
и
специалистами.
6. Новые формы взаимодействия с семьей
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций
семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по
интересам и увлечениям, организации семейного досуга.
Инновационные формы и методы работы с семьей:
•
"Круглые столы";
•
тематические выставки;
3
•
социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования,
сочинений;
•
консультации специалистов;
•
семейные праздники;
•
семейные спортивные встречи, досуги;
•
почта доверия, телефон доверия;
•
проектная деятельность;
•
открытые
просмотры
непосредственно
образовательной
деятельности
для
родителей;
•
экскурсии, прогулки;
•
семейный календарь;
•
интервью с родителями и детьми на определенные темы;
•
родительский клуб;
•
мастер-классы;
•
семейные художественные студии;
•
сайт МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» (публичный доклад, самообследование
и др.);
•
аукцион секретов воспитания и др.
Важные моменты:
•
все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть
эстетично оформлены;
•
содержание необходимо регулярно обновлять, чтобы родительский интерес к
информации не пропадал;
•
содержание
предлагаемого
материала
должно
быть
актуально,
интересно
большинству родителей. Весь материал должен иметь эстетический вид.
7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
•
Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как
показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье,
желание их совершенствовать.
•
Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению,
стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
•
Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.
•
Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности,
стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок,
4
использование родителями педагогической литературы, участие родителей в
клубах,
объединениях,
семейных
конкурсах,
праздниках,
субботниках,
организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только
практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической
деятельности.
•
Положительное общественное мнение родителей о воспитании, развитии, обучении
дошкольников в ДОУ.
5