Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Теремок» присмотра и оздоровления» Принято на заседание педагогического совета Протокол № 3 от 27.08.2021г. Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» _____________О.В.Пуговкина Приказ № 102/ОД 27.08.2021г. Приложение 1 Календарный план воспитательной работы является компонентом образовательной программы дошкольного образования г.Лесной 2021г. 1 Календарный план воспитательной работы Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Развивать у ребенка: Чуткое, бережное и гуманное отношение ко всем живым существам и природным ресурсам. Начальные знания об охране природы. Первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека. Представления об особенностях здорового образа жизни. 2-4 2-4 2-4 4 2-4 3-4 2-4 3-4 Экологические акции: «Зеленая елочка» «Покормите птиц зимой» «Кормушка для пернатых друзей» Велопробег «Я люблю жизнь!» Эко-проект «Огород на окне.» Дизайн-проект «Украсим сад цветами» Выставки экологической направленности «Чудеса на грядке», «Летние фантазии» Игровые тренинги «Чтобы не было беды…..» Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь Мероприятия Ноябрь Возраст воспитанни ков Октябрь Направление воспитания Сентябрь Формирование основ экологической культуры + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 2 Июнь Июль Август 3-4 Май 2-4 Апрель 2-4 Март 2-4 Февраль 4 Январь Беседы: знакомство с различными профессиями, значимость и полезность труда для общества, воспитание эмоциональноценностного отношения к труду. НОД: 1.Ознакомление с профессиями воспитателя, врача, повара, водителя, полицейского, сотрудника МЧС и др. 2.Образовательные ситуации. 3.Информационно-познавательные презентации. Чтение литературы. Чтение детской художественной литературы и фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность Профориентационные игры: игры, по ознакомлению с профессиями: сюжетноролевые, настольные, дидактические, подвижные, игры-квесты, игры - драматизации. Самообслуживание. Культурно – гигиенические навыки. Общественно – полезный труд: поручения, совместный труд по поддержанию порядка в Декабрь 4 Ноябрь Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду. Развивать у ребенка: Уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников. Начальные представления об основных профессиях. Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации проектов. Умения соблюдать порядок в процессе игровой, трудовой, продуктивной и других видах деятельности. Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей. Мероприятия Октябрь Направления воспитания Возраст воспитанни ков Сентябрь Воспитание культуры труда + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 3 3-4 4 группе и на участке, планирование и подготовка оборудования, дежурство (занятия, столовая). Труд в природе: дежурство в уголке природы, пересаживание цветущих растений из грунта в уголок природы, сбор семян, уборка снега, посев семян, полив грядок и клумб, прополка и т.п. Встреча с интересным человеком (к календарным праздникам). + + + + + + + + + + + + + + + + 4 Июль Август Ноябрь Июнь 2-4 Май 2-4 Апрель 2-4 Март 2-4 Февраль 2-4 2-4 Художественное творчество: Выставки совместного творчества «Что + нам осень принесла». Рисунки на асфальте (1 июня). Постоянные выставки детских работ в + + + группах. Знакомство с народными промыслами: + + + дымковская игрушка, семеновская матрешка и т.д. Самостоятельная деятельность в центрах + + + изобразительного творчества, музыкальном, детской книги + + + Музыкальное творчество: Слушание музыкальных произведений (классика, современность, народные мелодии). Исполнение: танцы, хороводы, музыкальные игры, музыкальноритмические упражнения. Песенное творчество: исполнение русских народных и современных песен. Музицирование (игра на народных музыкальных инструментах). + + Восприятие художественной литературы + и фольклора (знакомство с литературными жанрами, малыми фольклорными формами, словотворчество…). Январь 2-4 Мероприятия Декабрь Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях Развивать у ребенка: Представления о душевной и физической красоте человека. Эстетические вкусы, эстетические чувства, умение видеть красоту природы, труда и творчества; Интерес к произведениям искусства, литературы, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке. Интерес к занятиям художественным творчеством и желание заниматься творческой деятельностью. Бережное отношение к фольклору, художественным промыслам и ремеслам, произведениям культуры и Возраст воспитанни ков Октябрь Направление воспитания Сентябрь Формирование основ социокультурных ценностей + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 5 искусства. Интерес к народным промыслам и желание заниматься техниками, используемыми в народных промыслах. Отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. 2-4 Культурно-досуговые, фольклорные мероприятия, значимые даты: Прощание с ёлочкой, Рождество. + 3-4 Масленица. 3-4 День смеха. 2-4 Развлечение «В гостях у сказки». 4 Развлечение «Весёлый светофор» 4 Творческие конкурсы различного уровня. + + + + + + + + + + + + + + + + 6 Умения строить отношения в Март Апрель Май Июнь Июль Август 3-4 Февраль Представления о добре и зле, правде и лжи, трудолюбии и лени, честности, милосердия, Нравственные качества: заботливое отношение к младшим и старшим. 3-4 Январь Нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, доброе, гуманное отношение к окружающему миру, дружелюбия, взаимопомощи, ответственности и заботы. Декабрь Развивать у ребенка: Ноябрь Создание условий для усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности + Познавательная деятельность: Беседы: на формирование милосердия, сострадания, сопереживания, доброе, гуманное отношение к окружающему миру, дружелюбия, взаимопомощи, ответственности и заботы. интегрированные формы обучения, рассматривание иллюстраций нравственного содержания. Чтение художественной литературы, + рассматривание иллюстраций Рассказы Л. Толстого. Рассказы В. Осеевой В. Маяковской «Что такое хорошо, что такое плохо». Игровые ситуации, коммуникативные игры + «Почему девочки поссорились». «Почему грустит котёнок». «Моя мама заболела». «Назови ласково». «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Ситуативный разговор. Октябрь 2-4 Сентябрь Направления воспитания Возраст воспитанни ков Развитие основ нравственной культуры Мероприятия + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 7 группе на основе взаимопомощи, находить выход из конфликтных ситуаций, не обижать других, прощать обиды, заступаться за слабых, Умения оценивать свои поступки в соответствии с этическими нормами, различать хорошие и плохие поступки. 3-4 Просмотр мультфильмов «Приключение Фунтика», др. + + + + + + + + + + + + 3-4 Тренинги «Учимся вежливости». Разбор ситуаций по альбому Р.С. Буре + + + + + + + + + + + + 3-4 Социальные акции Для жителей «Ковчега». Поздравление сотрудников ДОУ с праздниками. + + + + 8 Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Развивать у ребенка: Представление о семье, роде, семейных обязанностях, семейных традициях. Уважение к свой семье, фамилии, роду. Представление о материнстве, отцовстве, о ролевых позициях в семье. Чувства уважения к собственной семье, к семейным традициям, праздникам, к семейным обязанностям. Чувства осознания семейных ценностей, ценностей связей между поколениями. Терпимое отношение к людям, участвующим в воспитании ребенка. Ноябрь Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; Мероприятия Октябрь Направления воспитания Возраст воспитанни ков Сентябрь Формирование семейных ценностей + Беседы: на формирование представлений о семье, роде, семейных обязанностях, семейных традициях. Тематические дни: семья, фамилия, имя. Чтение художественной литературы, + рассматривание иллюстраций Я. Л. Аким Мужчина в доме; Мой брат Миша. Е. А. Благинина Мать; Вот какая мама; Наш дедушка; Научу обуваться братца; Аленушка. С. Михалков Недотепа. В.Ю. Драгунский «Чики-брык». Н.М. Артюхова «Большая береза». М. Дружинина «Девочка наоборот»; «Открытка». + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 3-4 Игровые ситуации, «У меня зазвонил телефон» «Встречаю гостей…» «Поссорились – помирились» «Плачет – успокой» «Не получается – попроси» + + + + + + + + + + + + 3-4 Просмотр мультфильмов «Моя семья», «Три кота», т.д. + + + + + + + + + + + + 2-4 3-4 9 3-4 3-4 3-4 Создание книжки – малышки. Фотоальбом «Наша дружная семья». Совместное творчество – участие в выставках разного уровня. Портрет моей мамочки, брошь для бабушки брелок для папы… Социальные акции по плану МБДОУ День семьи по плану МБДОУ День пожилого человека. «Осенины» День пап День Матери Проектная деятельность + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 10 Формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, Развивать у ребенка: Представления о символах государства – Флаге, Гербе Российской Федерации, Май + + + + + + Июль Август Апрель + Июнь Март + Февраль Создание проблемных ситуаций, + направленных на формирование развитие нравственных чувств, уважительного отношения к родным, сверстникам, окружающим людям. Январь 2-4 Декабрь Направление развития Мероприятия Ноябрь возраст Сентябр ьОктябрь Формирование основ гражданской идентичности + + + Элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России. Высшие нравственные чувства: патриотизм, гражданственность, уважение к правам и обязанностям человека. 11 Интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе. Уважительное отношение к русскому языку как государственному. 4 Изготовление праздничных открыток, подарков + для родных, сверстников, малышей. Исполнение песен о близких людях. Составление творческих рассказов о своей Семье. 4 Выставка стенгазеты: «Когда мой папа в армии служил». Стремление и желание участвовать в делах группы. + + + + + + + + Уважение к защитникам Родины. Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России + + 12 2-4 2-4 4 2-4 Восприятие художественной литературы и + фольклора Знакомство с произведениями русских писателей и устным народным творчеством России. Чтение и заучивание стихов о Родине, произведений, посвященных значимым датам и событиям родной страны. + Игровая деятельность Дидактические игры, настольно-печатные игры, развивающие игры, народные подвижные, игры, игры-хороводы. Социально-значимые мероприятия Социальные акции «Журавли Победы» + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Совместные мероприятия с родителями (законными представителями): участие родителей в совместных образовательных мероприятиях, спортивных праздниках и развлечениях, творческих выставках, в реализации семейных проектов, социальных акциях. 13 Культурно- досуговая деятельность (праздники, события, спортивные мероприятия, значимые даты) 2-4 Праздничные мероприятия, Дню знаний-1 сентября посвященные + 3-4 Праздничное мероприятие «День матери» 2-4 Новогодние утренники «Мы встречаем Новый год» Игровые и развлекательные программы Международный день защиты детей 2-4 + + + Формирование основ межэтнического взаимодействия 14 Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Направления воспитания мероприятия Сентябрь возраст Формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников Информационно-аналитические формы Цель: сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Анкетирование Используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка Опрос Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека. Беседа Позволяют получить исследователю ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых. Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что неподвластно изучению другими методами), с другой – делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации). Познавательные формы Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей. А значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволят знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Практикум Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителейвоспитателей Дискуссия Обмен мнениями по проблемам воспитания. Это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующий активное педагогическое мышление Круглый стол Особенность этой формы состоит в том, что участники обмениваются мнением друг с другом при полном равноправии каждого Общее родительское собрание Главной целью собрания является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития детей Педагогическая беседа Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи 15 Дни добрых дел Дни добровольной посильной помощи родителей, (ремонт игрушек, мебели, группы), помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между педагогами и родителями Досуговые формы Цель: установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми Праздники, утренники, мероприятия Помогают создать эмоциональный комфорт, сблизить участников педагогического процесса (концерты, соревнования) Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи Наглядно-информационные формы Цель: ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ. Позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя. Информационно-ознакомительные Направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, через сайт детского сада, выставки детских работ, фотовыставки, информационные проспекты, видеофильмы Информационно-просветительские Направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста; их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию тематических выставок; информационные стенды; записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки Планируемые результаты сотрудничества с семьями воспитанников - Формирование у родителей представлений о сфере педагогической деятельности. - Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста. - Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в общественную деятельность. 16