1. Цель оценки индивидуального развития воспитанников
Педагогическая диагностика проводится для определения
•
картины развития воспитанника (соответствие, опережение, отставание от условной
нормы) для последующего учета при планировании и проведении образовательного
процесса и индивидуальной работы;
•
качества реализации ФОП для необходимости сделать вывод, что образовательный
процесс в целом достиг своего результата, а именно поставленных в реализуемой
программе целей;
•
качества образовательной работы в группе;
•
построения взаимодействия с семьей воспитанников
3. Содержание оценки индивидуального развития воспитанников
Диагностическая
реализуемой
проверка
программы
проводится
по
в
соответствии
проведению
с
рекомендациями
педагогической
диагностики
образовательной деятельности, реализуемой по пяти предусмотренным Стандартом
образовательным
развитие,
областям
познавательное
(социально-коммуникативное
развитие,
развитие,
художественно-эстетическое
речевое
развитие,
физическое развитие)
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно
для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей
его
развития);
- оптимизация работы с группой.
Полученные
при
содержательной
оценке
основой
индивидуального
развития
данные,
для выстраивания взаимодействия
являются
с семьями
воспитанников.
Формы проведения педагогической диагностики (индивидуальная или подгрупповая)
выбираются педагогами. Предпочтение отдается низкоформализованным методам:
наблюдение, комплексные и индивидуальные беседы, беседа-интервью, проблемные
педагогические и игровые ситуации, диагностические этюды и упражнения, анализ
продуктов детской деятельности.
Педагогическая диагностика
проводится с учетом
принципов диагностической
работы.
2
Контроль
проведения педагогической диагностики
осуществляет заведующий и
заместитель заведующего по воспитательной и методической работе посредством
следующих форм:
контроля;
итогового контроля; тематического контроля; оперативного
посещения непосредственно образовательной деятельности, режимных
моментов и других видов деятельности.
4. Принципы организации диагностической работы в ДОУ
•
Принцип законности – предполагает, что диагностическая работа должна
проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых
документов (Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации,
Закона
«Об образовании в Российской Федерации»,
родителями,
Устава ДОУ,
договора с
решений педагогического совета образовательного учреждения,
приказов руководителя образовательного учреждения и т.п);.
•
Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ДОУ
должна опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых
показателей,
методы,
сроки
и
организацию
обследования.
Программы
диагностической работы должны содержать научное обоснование, раскрывающее
понятия, используемые в программе, основные теоретические положения, на которые
опирались её составители, с указанием авторов и публикаций. Если педагоги ДОУ
самостоятельно
разрабатывают
диагностические
методы,
они
должны
дать
информацию об их валидности и надёжности, характеристику выборки испытуемых,
участвовавших в стандартизации, и время её проведения.
•
Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна
проводиться с соблюдением этических норм и правил.
• Норма благополучия, предполагает, что процесс и результаты диагностической
работы должны обеспечивать благополучие всех её участников.
• Норма компетентности – диагностика должна проводиться компетентными
специалистами (имеющими право и владеющими методами), результаты диагностики
должны сообщаться компетентным людям (несущим ответственность за изучаемый
объект) в пределах их компетентности (в понятных для них терминах).
• Норма беспристрастности – диагностическая работа должна носить максимально
объективный характер, не допускающий предвзятого отношения к испытуемым, выбору
методов и полученным результатам.
3
• Норма конфиденциальности – должны храниться втайне от некомпетентных лиц
сам факт и результаты диагностики.
•
Норма осведомленного согласия – диагностическая работа может быть проведена
только с согласия всех её участников, полученного после их осведомления о том, кому
будут известны результаты, и какие решения будут приниматься на их основании. Если
диагностика проводится с ребенком, то у него нужно получить согласие на совместную
деятельность в определенное время в определенном месте: «Я хотела бы с тобой
поговорить, поиграть и порисовать сейчас здесь (вариант – в моём кабинете). Ты
согласен?», а также получить согласие на ознакомление родителей или педагогов с
продуктами его деятельности: «Можно я покажу твоей маме этот рисунок? Можно я
прочитаю твоей маме историю, которую ты сочинил?»
•
Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно
быть получено достаточное количество диагностической информации – столько, сколько
может быть использовано в работе ДОУ (освоение образовательной программы).
Избыточная информация тормозит принятие решений и препятствует эффективной
деятельности.
4
5